Стратегия развития промышленной металлургии, механизм и предпосылки

Новая Стратегия развития металлургической промышленности России до 2020 г. является, безусловно, более продуманным, взвешенным, аргументированным и полным документом по сравнению с предыдущей Стратегией-2015. Тем не менее в новом документе все еще остается ряд спорных постулатов.
К примеру, красной нитью в Стратегии-2020 проходит наращивание опережающими темпами сталепрокатных мощностей в стране. На мой взгляд, это неправильно. Ведь сейчас российский рынок способен потреблять 40—45% производимой продукции, тем не менее большая ее часть идет на экспорт. Однако если внутренний спрос не вырастет, то есть угроза переизбытка и дисбаланса мощностей, что в свою очередь может спровоцировать волну нездоровой конкуренции в отрасли.
Кроме того, в Стратегии-2020, полагаю, надо было уделить больше внимания вопросам повышения производительности труда, качеству продукции, снижению себестоимости. Ведь сейчас Россия по производительности значительно уступает Китаю и США, а в нынешнее время важно, на мой взгляд, соблюдать должностные инструкции, следовать общемировой тенденции обновления и модернизации основных фондов промышленных предприятий. Отрасль должна взять курс на современные технологии, окончательный и повсеместный отказ от мартеновского производства в пользу электрометаллургического производства, непрерывного литья и мини-заводов. Это обеспечит повышение качества производимой продукции и сделает ее конкурентоспособной на мировом рынке. А будет спрос на российскую продукцию — будут новые налоговые отчисления в бюджет.
Также считаю, что в Стратегии-2020 недостаточно четко прописаны механизмы доступа компаний к финансовым ресурсам. В документе задается общий тезис, но не расшифровывается, как именно государство готово помогать компаниям, нуждающимся в дополнительном финансировании, госгарантиях. Недостаточно освещены в Стратегии-2020 и вопросы стандартизации и сертификации предприятий и выпускаемой ими продукции. А ведь в России до сих пор металлургические предприятия ухитряются работать еще по советским ГОСТам, в то время как внедрение международных стандартов качества продукции позволит нам быстрее интегрироваться в мировую экономику. К тому же введение обязательной сертификации стало бы своего рода защитой для потребителей металлургической продукции, которые сейчас вынуждены закупать ее на свой страх и риск, зачастую слабо представляя ее качество.
Наша компания, будучи посредником между производителями и потребителями, заинтересована в любых мерах, принимаемых государством, призванных повысить качество конечной продукции. Заинтересованы в этом и конечные потребители. Тем не менее пока я вынужден констатировать, что Стратегия-2020 все равно остается «сырым документом», который, видимо, еще будет не раз дорабатываться. Возможно, еще и потому, что к его разработке были привлечены ведущие компании-производители, но не были учтены пожелания металлосервисных предприятий и конечных потребителей.
В то же время нельзя недооценивать значимость подобной Стратегии и ее крайнюю необходимость. Особенно сейчас, когда существует реальная угроза китайской экспансии на металлургические рынки. Несмотря на кризис, производство стали в Китае в 2009 г. выросло примерно на 20%, в том числе благодаря стабильному внутреннему спросу, различным мерам господдержки, устойчивой финансовой системе Китая, крепкой национальной валюте. Уверен, что через 10 лет, когда будет завершено объединение сталепромышленной отрасли Китая, эта страна может стать центром консолидации мировой металлургической промышленности. И воспрепятствовать этой тенденции российские крупные металлопроизводители смогут лишь за счет органичного роста, положение об отделах, слияний и поглощений вкупе с повышением качества производимой продукции. А решение этих задач возможно только в комплексе и при всесторонней поддержке государства.

Коментарии: